Данный вопрос подробно излагается в монографиях А. Е. Личко (1985) и В. В. Ковалева (1979). Мы даем лишь краткие сведения об этих реакциях, тесно связывая их с основным содержанием нашего исследования.

Реакция эмансипации. Речь идет об освобождении подростка из-под опеки родителей, учителей, воспитателей, в широком смысле слова — об освобождении от социального контроля. В каждом конкретном случае реакция эмансипации имеет свою специфику. Ее сила определяется теми условиями, в которых воспитывается подросток: при воспитании по типу гиперпротекции реакция эмансипации выражена значительно, при воспитании по типу гипопротекции — незаметна; а также типом и выраженностью характерологических отклонений: у шизоидов и эпилептоидов реакция эмансипации выражена четко, у сенситивных подростков и психастеников — нечетко. Степень выраженности и конкретные проявления реакции эмансипации варьируют от появления таких черт, как упрямство, подчеркивание своего мнения, до грубости и даже агрессивности по отношению к старшим, полного игнорирования их требований. Понятно, что выход из-под контроля старших может способствовать приобщению подростка к делинквентной среде и тем самым — к употреблению психоактивных веществ.

Реакция «хобби». Все подростки чем-либо увлечены. Разнообразие этих увлечений поистине безгранично. В большинстве случаев юноша охладевает к предмету «детского» увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии.

Подростки, употребляющие психоактивные вещества, крайне редко чем-либо увлекаются. Такие подростки теряются, когда их спрашивают об увлечениях, склонностях. Отсутствие или крайняя поверхностность увлечений является важным фактором в формировании наркомании или токсикомании.

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними — одна из целей психического развития подростка (И. С. Кон, 1979). Такое стремление к группированию со сверстниками имеет филогенетические корни. А. Е. Личко (1986) приводит данные советских и зарубежных зоологов о том, что у высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста» образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособляются в отдельные временные стада.

Общество активно воздействует на процесс группирования, объединяя подростков в формальные группы (классы, кружки, клубы). Однако практика показывает, что формальная группа, находящаяся под неусыпным контролем и наблюдением взрослых, мало привлекает подростков. Структурно можно выделить два основных типа групп: жестко регламентированная подростковая группа и свободная подростковая группа. Для регламентированной группы характерны однополый постоянный состав, четкий лидер, фиксированные роли в группе. Такие группы легко вступают в конфронтацию с другими группами аналогичной структуры («стенка на стенку»); внутри группы также часты эксцессы, связанные с борьбой за лидерство и нарушением «неписаных законов». Свободные подростковые группы, в противоположность регламентированным, не имеют ни постоянного состава, ни четкого лидера. В разные дни роль лидера могут выполнять различные подростки. Свободные группы менее агрессивны, внутри таких групп реже встречаются эксцессы, связанные с насилием.

Если группирование подростков является социобиологической необходимостью и отмечалось во все времена у всех народов, то в наше время возникновение тех или иных форм группирования чаще всего связано с модой на определенную музыку, одежду. Приверженность к определенному виду музыки либо одежды становится стержнем, объединяющим подростков. Основные неформальные подростковые объединения, с которыми мы сталкиваемся в своей работе, это в известной мере отражение соответствующих молодежных течений на Западе. Отличительной чертой некоторых групп является особый жаргон — употребление английских слов в русифицированном варианте. В последние годы пресса и телевидение уделяют должное внимание подростковым неформальным объединениям, общие тенденции данной проблемы можно выразить словами: от молчания — к информации, от запрета — к контролю и диалогу. Учитывая полиморфизм подростковых объединений, кратковременность их существования, мы уделим внимание тем из них, которые уже давно существуют либо актуальны в настоящее время. Знание особенностей этих групп поможет наркологу наладить контакт с подростком, но принадлежность к группе не является основанием для диагностики наркомании. Из того, что в числе наркоманов имеется определенное количество членов тех или иных неформальных подростковых объединений, не следует, что все члены этих объединений наркоманы. Ниже мы покажем, что подростки, которые начинают употреблять психоактивные вещества, утрачивают отличительные черты «своей» группы (панки, металлисты, хиппи), так как поиск и употребление пси.хо-активных веществ постепенно становятся ведущими мотивами их деятельности. Группы таких подростков во многом напоминают «алкогольные» группы, но имеют свою специфику.

Хиппи. Молодежное движение, возникшее в 60-е годы на Западе. Хиппи отрицают традиционные ценности буржуазного общества. Значительную роль в формировании движения хиппи сыграли пацифистские мотивы, протест против грязной войны во Вьетнаме. Подросток в залатанных джинсах, с длинными плохо расчесанными волосами, сидящий на асфальте с цветком в руке,— типичный портрет хиппи этого времени. В идеологии хиппи значительное место занимает музыка — в основном музыка «Битлз», а также религиозные устремления. Наиболее популярные религиозные течения среди хиппи — буддизм и христианство. Для хиппи характерны полное отрицание участия в общественной жизни, отрицание насилия, проповедь «естественных отношений» между людьми. «Творите любовь, а не войну» — наиболее популярный лозунг западных хиппи в 60-е годы. В настоящее время на Западе хиппи не являются значимым движением, часть из них рассталась с идеалами юности и ведет жизнь преуспевающих служащих и буржуа, а сохранившие верность движению живут в странах Востока, в основном в Индии. Многие из них пополнили ряды криш-наитских общин. Потребление наркотиков среди хиппи было довольно распространено.

В СССР первые хиппи появились также в 60-е годы. Как массовое движение никогда не существовали. Среди хиппи, которые оказались в поле зрения психиатров в эти годы, было значительное число лиц, страдающих тем или иным психическим заболеванием. Их отличали грубая социальная дезадаптация, игнорирование личной гигиены, своеобразие мышления, увлеченность восточной философией и религиями. Определенный «ренессанс» движения хиппи в нашей стране наблюдается в последние годы. Члены группы хиппи немногочисленны, они исповедуют ту же идеологию, что и хиппи на Западе в 60-е годы. Даже любимыми певцами у них являются исполнители 60-х годов. Особой популярностью пользуется Джон Леннон, трагическая гибель которого способствовала возрождению интереса к нему. Песни «Битлз» «Она покидает дом», «Земляничные поля» — своеобразные гимны хиппи. Группы хиппи являются открытыми — любой подросток может прийти на собрание группы (так называемые «тусовки») и рассчитывать на доброжелательный прием. Вместе с тем новичку далеко не всегда называют настоящие имена, предоставляя ему возможность также не открывать своего имени. Четких лидеров, как правило, нет. Наибольшим уважением пользуются представители так называемых «старых хиппи» — то есть лица, ведущие соответствующий образ жизни длительное время, а также «идеологи», которые располагают информацией о движении хиппи, хорошо знают Евангелие или буддийские священные тексты. Для хиппи в настоящее время также характерна излишняя «свобода нравов», в некоторых группах имеют место беспорядочные половые связи. Несмотря на то что хиппи миролюбивы и в их идеологии значительное место занимает проповедь «общечеловеческих ценностей», именно в этой группе употребление наркотиков и других психоактивных веществ наиболее распространено. В основном употребляются гашиш и психостимуляторы, в последнее время — исключительно эфедрин и его производные.

Употребление наркотиков не навязывается новому члену группы, если он не проявляет к ним интереса. Среди хиппи есть и активные противники употребления наркотиков, однако принцип «ничего не навязывать другому» приводит к тому, что они никогда не пытаются остановить подростка, употребляющего наркотики. Среди пациентов-хиппи чаще, чем среди членов других неформальных групп, встречаются интеллектуальные подростки, вызывающие искреннюю симпатию. В подростковых группах хиппи принято деление на «истинных хиппи» и так называемых «вечерних хиппи». Последние днем ведут обычный образ жизни, носят обычную одежду, учатся, работают. Возвратившись домой, изменяют прическу, переодеваются и уходят в группу хиппи.

 

Панки — от английского punk (плохой, гадкий). Молодежное течение, появившееся в Англии в конце 70-х годов. Отличительные черты внешности панков — причудливые прически, яркая раскраска одежды, яркий грим, подчеркнутое использование в качестве украшения булавок (большая английская булавка стала своеобразным символом «панк-культуры»), ошейников, цепочек и т. п. Идеология английских панков основывается на противопоставлении себя обществу, в ценностях которого они разочарованы. Внешняя атрибутика — выражение протеста и отрицания одновременно. Наиболее популярные ансамбли среди панков — «Sex Pistols», «Клэш». Панки отказывались от социальной деятельности, жили небольшими группами, в среде которых культивировались беспорядочные половые связи, потребление спиртных напитков. Реже употреблялись наркотические вещества. Панк-музыку отличает нервность ритма, обилие диссонансов в звучании, скрежещущие тембры, обилие циничных ругЁтельсгв в текстах. Хотя в текстах песен панков проповедуется насилие, для их непосредственного поведения оно не характерно.

В СССР панки появились в начале 80-х годов. В основном они подражали западным панкам. Так, в СССР панки высоко выбривали виски, носили тонкий галстук, иногда — укороченные брюки (они получили прозвище «узкогалстуч-ников»). Для них характерно заимствование лишь некоторых элементов так называемой панк-культуры: мальчики могут носить серьги, крестик в ухе, английскую булавку на одежде, цепочку с лезвием бритвы на шее. Значительно реже встречаются «панки-неряхи». Яркий клоунский грим, иногда имитирующий язву, замазанную зеленкой, фантастические прически, например в виде петушиного гребня, волосы, раскрашенные в разные цвета, рваная одежда — основные внешние приметы этой группы подростков. Группы панков достаточно хорошо организованы, в них, как правило, имеется лидер. Иногда в группе поддерживается полувоенная дисциплина. «Идеология» панков эклектична, содержит элементы, характерные для крайне правых, профашистских организаций. Среди некоторых подростков популярны рок-группы, использующие нацистскую символику. Главная проблема панков-узкогалстучников — «стремление к самосовершенствованию». Они обучаются силовым приемам борьбы, особой популярностью пользуется каратэ. Подростки-панки обычно неохотно идут на контакт с врачом, информацию удается получить лишь у немногих, абсолютно доверяющих врачу подростков. Цель панка — выделиться из толпы, стать «сверхчеловеком». Традиционные ценности общества и культуры отрицаются. Определенную распространенность получил миф «о правильной сути фашизма, которую испортили Гитлер и Муссолини». Расовая теория фашизма среди панков не принята. Термин «ариец» они употребляют, однакогсчитают, что арийцами «не рождаются, а становятся». Для того чтобы стать «арийцем», необходимо заниматься спортом, воспитывать в себе выносливость, мужество, беспощадность к «врагу». Несмотря на показную воинственность панков-узкогалстучников, агрессивные проявления в их поведении редки, потребление наркотиков для них не характерно, в отличие от панков-нерях, в среде которых процветает токсикомания — вдыхание паров летучих веществ. Длительные катамнестические наблюдения за подростками-панками, побывавшими по той или иной причине в стенах психиатрического стационара, показывают, что их приверженность «идеологии» панков не длится более 1—2 лет, в дальнейшем подростки хорошо адаптируются. Для них становится характерной подчеркнутая гиперсоциальность, о прошлых увлечениях они говорят крайне неохотно, с раскаянием. Подростки с акцентуацией характера по эпилепто-идному и истероидному типам не удерживаются в панк-группах. Они, как правило, носят характерную для панков одежду, склонны называть себя панками, однако признанием группы не пользуются. Именно такие подростки чаще всего окызваются в поле зрения психиатра в связи с употреблением психоактивных веществ.

 

Рокеры, металлисты. Неформальное объединение подростков, увлеченных музыкой в стиле «тяжелый рок» и «тяжелый металлический рок». Наиболее популярны среди подростков этих групп «старые ансамбли» — «Дип Пёрпл», «Лед Зеппелин», «Юрай Хип», «Эскеп», более «современные»— «Блэк Сабат», «Крусайдерс»; меньшей популярностью в этой среде пользуется так называемый «арт-рок» с элементами классической музыки. На Западе рокеры — это молодые люди в кожаных куртках, разъезжающие на мотоциклах и совершающие бессмысленные агрессивные действия. Группы, точнее банды, рокеров наводили ужас на жителей маленьких поселков Западной Германии. Идеология рокеров была близка к идеологии «новых правых», процветал культ личности Адольфа Гитлера. В текстах некоторых песен, популярных в среде рокеров, также содержится прямая проповедь насилия, восхваление СС. В последниее десятилетие это течение на Западе изжило себя. Так называемые «металлисты» могут быть названы «наследниками рокеров» лишь условно. В СССР эти два течения, очевидно, не были дифференцированы. Значительной популярностью в последние годы пользуется тяжелый металлический рок, его поклонники — «металлисты» — склонны считать себя неформальным объединением. Отличительная особенность одежды металлистов— обилие металлических браслетов с шипами или клепками, такие же ошейники, множество молний на куртках. Для металлистов характерны и определенные стереотипы поведения: они приветствуют друг друга поднятием правой руки с выставленными вторым и пятым пальцами (так называемая «коза») и словами «хэви метал». Эти слова чрезвычайно часто употребляются подростками и имеют различное значение в зависимости от контекста: так, выражение «все хэви метал» обозначает: «все нормально», «все хорошо». Металлисты враждебно относятся к другим неформальным объединениям, особой нелюбовью у них пользуются поклонники популярной музыки, посещающие дискотеки. Такие подростки получили обозначение «попперы». В отличие от всех остальных, название «поп-перы» — Не самообозначение, а презрительная кличка. Как правило, металлисты не танцуют, а слушают музыку, приводя себя в особое эмоциональное состояние. По заявлениям некоторых подростков, слушая «металл», они «заряжаются бодростью, здоровьем». Другие утверждают, что прослушивание «металлического рока» приводит их в состояние ярости, вызывает стремление все разрушать. Несомненно, что некоторые подростки-металлисты под действием музыки совершают агрессивные действия, однако это бывает нечасто. Подростки, склонные к таким действиям, при обследовании оказываются акцентуированными личностями: у них обнаруживают эпилептоидные, гипертимные черты характера. Очевидно, непосредственной связи между агрессией и прослушиванием «хэвн-метал-рока» не существует. Нельзя также ответить однозначно на вопрос, характерно ли для «металлистов» употребление наркотических веществ. Скорее среди них более распространено употребление спиртных напитков. Для того чтобы войти в группу металлистов, нужны определенные материальные затраты, так как «рыцарская атрибутика» подростка-металлиста стоит недешево. Одновременно приобретать наркотики и «браслеты-кле-панки», аппаратуру, импортные пластинки подростки не в состоянии. Вместе с тем известны случаи, когда небольшая группа металлистов, постепенно приобщаясь к употреблению наркотических веществ, трансформировалась в группу наркоманов. Дорогие украшения, аппаратура, импортная одежда продавались, вырученные деньги расходовались на приобретение наркотиков.

 

Брейкеры. В популярной советской кинокомедии 60-х годов комсомолец, которого «стиляги» по ошибке приняли за иностранца, обучает «-стиляг» пародийному танцу «броук» (разрушение) с целью посмеяться над ними. По иронии судьбы танец с почти идентичным названием — «брейк» — действительно появился на Западе в середине 80-х годов и вскоре получил распространение в СССР. Танец брейк, по сути,— это синтез танца и пантомимы, танцоры должны иметь хорошую спортивную подготовку, определенные артистические данные. Подростки, увлеченные брейк-дансом, стали называться «брейкерами». «Брейкеры»:—это самообозначение. Типичная одежда брейкера — джинсовый костюм либо костюм джинсового покроя из так называемой «декотированной ткани», типичны кожаные нашивки на коленях и локтях, надписи на спине, реже — на рукавах куртки. Музыка в стиле брейк требует от исполнителей большого технического мастерства. Для нее характерен жесткий «базовый» ритм, на фоне которого звучит ритмически неоднородная мелодия (рваный, дерганый ритм). Используются многочисленные звуковые эффекты: запись повторяется дважды, как бы наслаиваясь одна на другую с небольшим интервалом, что создает эффект смещения, одни и те же мелодические элементы многократно повторяются. При опросах подростки брейкеры объясняют свою увлеченность, заботой о здоровье: «у меня никогда не будет склероза», «до старости лет буду сохранять пластичность», «суставы всегда будут подвижны». Более интеллектуальные подростки говорят о том, что брейк-данс — разновидность современного балета, приводят соответствующие аналогии. Из всех вышеперечисленных неформальных групп «брейкеры», очевидно, являются наиболее благополучными. Эта группа сохраняет положительные социальные ориентиры, подростки продолжают обучение в школе либо ПТУ, часто посещают студии пантомимы или театральные студии. Однако, как' часто бывает в подростковом возрасте, увлеченность брейком нередко приобретает чрезмерный характер, вытесняет другие виды увлечений и деятельности. Регулярное посещение дискотек, различных «микрофестивалей брейка», конкурсов наносит определенный вред учебе, иногда осложняет отношения в семье. Родители, как правило, плохо дифференцируют различные подростковые группы, а в последнее время часто отождествляют принадлежность к той или иной неформальной группе с употреблением наркотических веществ. Между тем, по нашим данным, потребление наркотиков в среде брейкеров совершенно не принято. Нами наблюдался лишь один подросток, увлеченный брейк-дансом, который эпизодически употреблял гашиш. Его друзья по увлечению настояли на том, чтобы он отказался от наркотика.

Часты случаи, когда родители после тщетных попыток борьбы с увлечением сына или дочери брейк-дансом приводят подростков к наркологу, чтобы заставить их отказаться от брейка. Врач должен занять правильную позицию, разъяснить родителям истинное положение вещей, дать возможность высказаться самому подростку. Механическая постановка на учет либо направление в стационар на обследование, как правило, оказываются ошибкой.

Попперы. Собирательное название подростков, посещающих официальные дискотеки, недифференцированно увлекающихся поп-музыкой. Излюбленный стиль — «диско», популярны певцы итальянской эстрады. Одежда разнообразная, обязательными являются следование последней моде, яркость одежды, частая смена нарядов. Отмечены случаи, когда одежда является «групповой собственностью», ее поочередно надевают члены группы, меняясь друг с другом. Фактически группой «попперы» не являются: это компании друзей, сложившиеся в школе, ПТУ, вместе проводящие время. Черты «организации» эти компании приобретают лишь тогда, когда требуется противостоять нападению членов какой-либо другой подростковой группы, чаще всего «металлистов». В среде «попьеров» много подростков с неустойчивым характером, отсутствием познавательных интересов. Их увлечение музыкой также носит поверхностный характер: далеко не всегда «поппер» знает имя певца, под песни которого танцует, разъяснения так.называемого «диск-жокея», как правило, игнорируются. Если подросток украшает свой дом ярким плакатом, изображающим тот или иной ансамбль, это вовсе не говорит о том. что именно этот ансамбль особо любим подростком. Характерно, что интеллектуальные подростки, проявляющие положительные социальные установки и в то же время отдающие дань моде, симпатизируют скорее «металлистам», чем «попперам». Употребление психоактивных веществ — нередкое явление в среде завсегдатаев дискотек. Многое зависит от того, какую обстановку в дискотеке сумели создать ее организаторы. В среде подростков хорошо известны как так называемые «чистые дискотеки», «дискотеки, где пасут» (то есть наблюдают за поведением), так и места, где «дым стоит коромыслом» (имеется в виду употребление гашиша). Опасно не само по себе посещение подростками дискотек — важнее, с чем именно столкнется подросток на дискотеке.

Мы остановились на основных современных неформальных объединениях подростков. Однако существуют и другие типы подростковых групп, о которых мы имеем значительно меньше сведений в силу их специфики. Ре4ь идет прежде всего о делинквентно-кримииальных группах, в которых стержнем, объединяющим подростков, является антисоциальная деятельность. Употребление наркотиков в таких группах чрезвычайно распространено, оно тесно связано с ориентациями группы. Наконец, существуют и собственно группы наркоманов, в которых добывание средств на наркотики, их закупка и употребление (а иногда — переработка, продажа и употребление) являются главным объединяющим группу фактором. Можно выделить первично наркоманические группы, где употребление наркотиков с самого начала являлось основным сплотившим группу фактором, и вторично наркоманические группы, которые сформировались по каким-то иным механизмам, например на основе приверженности к определенной спортивной команде (так называемые «фанаты»), а затем уже употребление наркотиков стало деятельностью, полностью определяющей лицо группы.

Делинквентно-криминальные группы. Отличие терминов «делинквентный» и «криминальный» условно. Под делинк-вентным поведением понимают незначительные отклонения от соблюдения общепринятых социальных норм (от лат. delinquens — совершающий проступок): школьные прогулы, попрошайничество, мелкое воровство, хулиганство. Криминальное поведение предусматривает совершение более серьезных правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность (В. Я. Гиндикин, 1968; А. Е. Личко, 1983, 1985). Делинквентное поведение в подростковом возрасте не является редким феноменом; подросток, совершающий мелкие кражи, особенно предметов увлечения — марок, монет, плакатов и пр., не обязательно становится вором. Де-линквентная группа подростков не всегда становится криминальной группой. Но вероятность подобного развития достаточно высока.

Преступный мир — это своего рода «микрообщество» со своей так называемой субкультурой — неписаными законами, своеобразным жаргоном и т. д. Этот мир подчас обладает определенной привлекательностью в глазах некоторых подростков, отдельные элементы жаргона и ролевого поведения преступного мира получили широкое распространение. Достаточно сказать, что ряд популярных певцов-бардов отдали дань «блатному фольклору». Этим песням присущи определенные художественные достоинства, своеобразный юмор. Просмотр популярного детектива не всегда вызывает у подростков желание подражать работникам милиции: яркие, колоритные фигуры преступников могут пользоваться не меньшей популярностью. Наиболее демонстративны в этом отношении данные опроса 7—12-летних детей о просмотрах мультфильмов в серии «Ну, погоди!». Около половины опрошенных детей в поединке между Зайцем и Волком сочувствуют Волку.

Как правило, делинквентная группа формируется из подростков, дезадаптированны.х в школе и в семье. Такие подростки, воспринимающие основную деятельность формальной группы (класса, группы СПТУ) как непонятную, а подчас — враждебную, являющиеся париями в формальной группе, постоянно подвергающиеся критике взрослых и «социально положительных сверстников», неизбежно группируются между собой и вырабатывают «идеологию», обесценивающуго навязываемые школой формы деятельности и дающую взамен «альтернативные ценности», которые позволяют подросткам ощутить свою значимость. Стереотипы «делинквентного» и «криминального» поведения играют значительную роль в этой идеологии. Популярна так называемая «философия Робин Гуда»: следует отбирать вещи у богатых, отдавать их бедным и тем самым восстанавливать справедливость. Ущербность этой «философии» в условиях современного общества не нуждается в комментариях. На практике реализуется лишь первая часть программы: вещи действительно похищаются, но никому не отдаются. Делинквентная группа нередко достаточно жестко организована. Она может иметь четкого лидера: старшего по возрасту, физически сильного, имеющего криминальный опыт. Иногда лидером делинквентной группы становится гипертимный или истероидный подросток, опирающийся на физическую силу малоинтеллектуального, внушаемого члена группы. Такая фигура «дебильного ординарца» достаточно типична для структуры делинквентной группы. В группе имеются и полностью подчиненные подростки — так называемые «шестерки». Употребление наркотиков в такой группе может стать правилом.

 

Наибольший интерес представляет анализ функционирования и структуры собственно варкоманических групп. Под наркоманической группой мы понимаем малочисленную группу подростков, ведущим мотивом функционирования которой является поиск, переработка, частичная реализация и совместное потребление наркотических и других пеихоактивных веществ. Поведение членов группы в значительной мере подчинено этой потребности. Такое поведение по аналогии с термином «алкогольное поведение» (Э. Е. Бехтель, 1986) может быть названо «наркоманическим». Наркоманические группы уже по своей природе являются девиантными. Деятельность членов группы преступна, практически все члены группы при ее раскрытии могут быть привлечены к уголовной ответственности. Информацию о наркоманических группах подростки сообщают крайне неохотно, получение информации требует длительного контакта с пациентом.

Наркоманическая группа, как правило, формируется из пренаркоманическои группы, которая состоит из дезадаптированных подростков. Обычно для ее членов характерно делинквентное либо криминальное поведение. Подростки объединяются в обычной «дворовой компании», футбольной команде, вокально-инструментальном ансамбле. Употребление психоактивных веществ «помогает» более полной реализации основной групповой потребности. Постепенно оно начинает играть все большую роль в функционировании группы. Обычно лидером группы является совершеннолетний или старший по возрасту, имеющий опыт употребления наркотических веществ. Лидер получает титул «учителя». Интересно, что этот жаргонный термин отражает ту роль, которую реально играет «учение» в формировании наркомании. Другой специфический термин — «понимать», то есть научиться чувствовать специфическое действие того или иного наркотика. Лидер активно предлагает членам группы употребить наркотик, не жалеет слов для описания блаженства, которое ожидает наркомана. В качестве примера «безвредности» наркотика он приводит самого себя: «Сижу 5 лет в системе и жив, здоров». Приводим дословно «рекламный текст», который произнес наркоман-«учитель», уговаривая одного из наших пациентов впервые сделать инъекцию опиатов: «Ты не слушай тех, кто тебе рассказывает. Это холопы, и кайф у них холопский. Мы с тобой короли, и кайф у нас будет королевский. Кайф - это ты сам. Если ты не имел кайфа, ты не знаешь себя». На первых порах лидер снабжает других членов группы наркотиком бесплатно. Однако вскоре «все становится на свои места». Члены группы вовлекаются в финансирование, а иногда и «командируются» за наркотическим веществом. Лидер распределяет между членами группы их «функциональные обязанности». Так, нам известны случаи, когда производство суррогатов опия было жестко распределено между членами группы «по операциям». Один подросток молол коробочки мака на мясорубке, другие — занимались химической экстракцией, перегонкой раствора, третьи — расфасовывали и реализовали часть «продукции» для приобретения новой порции сырья. Постепенно у все большего числа членов группы формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотика. Рубежом, отделяющим пренаркоманическую группу от наркоманической, является смена ведущей групповой потребности: репетиции вокально-инструментального ансамбля становятся все более редкими, выступления прекращаются, затем прекращаются и репетиции. Отсутствие наркотиков во время встреч создает «психический дискомфорт». В конце концов инструменты, дорогая аппаратура продаются, выручка тратится на приобретение психоактивных веществ. Функционирование наркоманической группы отображено в романе Чингиза Айтматова «Плаха». Наш опыт также содержит весьма драматические примеры.

 

Важным моментом функционирования наркоманических групп является так называемый «долг». Чаще всего это действительно суммы денег, которые наркоманы должны лидеру за использованные ими наркотики. Этот долг является символическим: счет предъявляется лишь при попытке наркомана выйти из группы: «у нас вход — рубль, выход — два». Финансовая зависимость, а также далеко не беспочвенные угрозы расправы в случае несостоятельности должника являются мощным фактором, сплачивающим группу. Реже долг представляет из себя сумму денег, которую лидер обязует члена группы уплатить за какую-либо провинность, даже мнимую. Такой провинностью может быть недоброжелательный отзыв о лидере либо его девушке, «нетактичное поведение». По сути дела, эти штрафы лидер налагает совершенно произвольно. Некоторые подростки используют «долг» для добывания крупных сумм денег у родителей. В этих случаях подросток «сознается» родителям в употреблении наркотиков, декларирует желание порвать со средой наркоманов. Подросток говорит, что он «должен наркоманам» ту или иную, обычно значительную, сумму денег, просит родителей «помочь ему в последний раз стать человеком». Иногда подросток говорит, что в случае неуплаты долга ему угрожает смертельная опасность. При этом подросток препятствует прямому контакту родителей и кредиторов, не соглашается и на привлечение работников милиции. Декларируется всесилие наркоманов: «наркоманы меня из-под земли достанут». Чаще всего подросток достигает своего, и полученные у родителей деньги идут в «общую кассу» наркоманической группы. Группа может прекратить функционирование по нескольким причинам: наиболее частая — арест лидера или направление его на принудительное лечение. «Отлаженный механизм» функционирования группы оказывается грубо нарушенным, наиболее благоразумные подростки, входившие в группу, убеждают других прекратить наркотизацию. В итоге часть подростков ресоциализируется, некоторые же входят в состав других криминальных или наркоманических групп. Социальным санкциям могут быть подвергнуты и все члены группы, если они совершают групповое преступление. Таким преступлением чаще всего бывает кража, цель которой — добыть средства на наркотики. Собственно употребление, хранение и распространение наркотиков значительно реже служит основанием для изоляции подростков. На наш взгляд, ошибочной является тактика, когда совершившего правонарушение подростка-наркомана не изолируют и дают ему возможность «добровольно» пройти лечение от наркомании (иногда—амбулаторно!) и тем самым избежать ответственности по статье 14 УК УССР. Как правило, лечение в таких случаях — фикция, подросток продолжает употреблять наркотики, функционирование наркоманической группы продлевается.

Наряду с описанными существуют и другие неформальные подростковые группы. Нельзя ке упомянуть такие течения, как «археологи», дружины по охране окружающей среды, «коммунары», клуб самодеятельной песни (КСП), в которых подростки играют значительную роль. Эти группы — положительное социальное явление. Никакого отношения к употреблению наркотических веществ подростки — члены этих групп не имеют.

Как видно из вышеизложенного, основные поведенческие реакции подростков взаимосвязаны. Наиболее тесно связаны реакции эмансипации, группирования и хобби-реакция. Однако ни одна из этих поведенческих реакций прямо не обусловливает употребление подростком наркотических веществ. Вместе с тем особенности подросткового возраста могут явиться почвой, на которой развивается наркомания. Они же придают ей специфические для этого возраста черты. Биологические, психологические и микросоциальные факторы формируют специфическую «личностную предиспозицию» подростка к употреблению наркотиков. Существенными факторами являются аномальные особенности характера подростков — акцентуации — и в большей степени — психопатии. Наибольшее значение имеет наличие черт характера, свойственных эпилептоидному, неустойчивому, истероидному и гипертимкому типу. Другие акцептуации и психопатии играют значительно меньшую роль. Ведущей потребностью, мотивацией при употреблении наркотиков у подростков является «любопытство», «стремление к изменению психического состояния», «поиск новых, необычных ощущений». Большое значение имеет стремление «активизировать поведение», снять эмоциональное напряжение», «облегчить межличностные контакты». Нельзя игнорировать и желание с помощью наркотиков решить проблемы сексуального характера. Потребность в употреблении наркотиков реализуется в подростковой группе, структура и направленность деятельности которой во многом определяют становление наркомании у подростка.

 

 

HashSoft Desing

 

 

Напиши друзьям!
Введи своё имя:

Введи свой e-mail:

Введи e-mail друзей:

Маленький комментарий:

Получить копию: 


 

 

 

 

 
 

Click

Copyright © 2001 by HashSoft Design.
Last modified: октября 11, 2001.
Hosted by uCoz